Баухаус и сегодня является символом смелых и функциональных разработок в искусстве, архитектуре и дизайне. Многое из того, что кажется нам самим собой разумеющимся в нашем окружении, является следствием революционных идей основателей Баухауса. Уже давно стулья из стальных трубок Марселя Брюера или Людвига Миса ван дер Роэ считаются "классикой модерна". Они и другие художники сделали самую знаменитую школу дизайна ХХ века колыбелью современной разработки продукта.
Открытая архитектором Вальтером Гропиусом в 1919 году высшая школа разработки форм переехала в 1925 году в Дессау. Концепция Гропиуса состояла во включении в учебную программу таких предметов, как архитектура, живопись, столярное дело, ткацкое дело и гончарное дело. Преподавали знаменитые художники Лионэль Файнингер, Василий Кандинский, Пауль Клее и Ласло Моголи-Надь. В 1928 году руководство школой принял Ханнес Майер, а в 1930 году Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1932 году Баухаус переехал в Берлин, пока в 1933 году под нажимом нацистов не самоликвидировался. Эмиграция Марселя Брюера, Вальтера Гропиуса и Людвига Миса ван дер Роэ способствовала распространению идей Баухауса по всему миру.
Объединение ремесла и искусства в идеальное целое подвигло архитектора Вальтера Гропиуса к созданию в 1919 года Баухауса в Веймаре. Изделия Баухауса должны были открыть новую эру в оформлении жилища, в которую сам Гропиус внес вклад, построив образцовый дом с плоской крышей. Оснащение этого дома полами из линолеума, мебельными стенками и мебелью из металлических трубок было шокирующе простым и функциональным. Но именно это "развенчание буржуазной роскоши" было программной целью пионеров Баухауса. Из предметов быта путем "устранения всего ненужного" возникали типичные модели интерьера. Таким образом был дан старт промы-шленному серийному производству. Прежде всего, в мебельной мастерской Баухауса промышленный ди-зайн впервые нашел свое отражение в продуктах, ставших символами модерна.
Когда венгерский столяр Марсель Брюер в середине двадцатых годов изготовил кресло из сваренных стальных трубок и куска парусины, он создал абсолютно новый тип мебели. Кресло из стальных трубок является примером той прозаической эстетики, которая сделала Баухаус таким известным. Большинство современников видели в хромированных блестящих трубках вызов "немецкому уюту", но через некоторое время Брюер, изменяя покрытие металла и придавая изделиям новую форму, ввел свои изделия в лучшие дома. Уже в начале тридцатых годов стальной стул Торнета стал изготавливаться серийно. Уже до этого Брюер сделал ряд проектов "стульев из перекладин", которые своими прямоугольными линиями походили на машины. Брюер видел в своей мебели "аппараты сегодняшней жизни", которые должны были быть гигиеничными, недорогими и разборными. Его работы считаются классикой Баухауса, но и другие разработки в области мебели взрывали привычные рамки техники и эстетики.
"Разработчики форм" Баухауса - слова "дизайнер" тогда еще не было в обиходе - дали огромное количество инноваций: от модульной мебели и до абстрактных рисунков ковров. Неотъемлемой частью "современной жизни" стали кухни, которые изначально должны были быть функциональными - предшественники современных встроенных кухонь. Рабочее место также оказалось под пристальным вниманием "разработчиков форм".
Новые модели характеризовались недорогими материалами и эстетикой, которой было чуждо понятие "услужливость". Для детской комнаты Альма Зидхоф-Бушер разработала столы для пеленания и кроватки, а для жилой комнаты Йозеф Альберс - встроенные шкафы и столы из стекла, впервые соединив такие материалы, как стекло и металл. Мис ван дер Роэ, напротив, применял для мебели микст из металлических трубок, стальных лент и кожи, создавая скорее благородно-элегантные изделия.
Баухаус был фабрикой идей для зарождавшейся промышленности. Одной из самых продуктивных художниц была Марианна Брандт, которая первой сделала решительный шаг в сторону промышленности, разработав свои светильники. Успешной разработкой "массового товара" стали обои из Баухауса, которые имели такой нейтральный рисунок, что могли наклеиваться без особых усилий и подготовки. Под девизом "Для народа против роскоши" художники Баухауса старались ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами.
Без первопроходческой деятельности пионеров Баухауса история дизайна была бы написана по-другому. Кроме кресла из стальных трубок значительно опередила время "кубически-парящая" разработка Марселя Брюера и Марта Стама. "Кресло Вайссенхоф" Людвига Миса ван дер Роэ и сегодня выглядит потрясающе современным. Разработки столовой посуды Марианны Брандт были найдены в восьмидесятые годы итальянской фирмой "Алесси" и имели большой успех продаж. Все прототипы Баухауса и сегодня являются объектом вдохновения современных дизайнеров. Побочным эффектом можно считать то обстоятельство, что любая мебель строгого дизайна называется мебелью "Баухаус". Однако это не умаляет достоинств оригинала: практикуемая Баухаусом гармония искусства, архитектуры, ремесла и философии в сочетании с рациональностью повседневной жизни остается уникальным явлением. Идея, что функциональность определяет стиль изделия, является фундаментом современного промышленного дизайна. Совсем коротко: "Form follows function".