Почему мебель стоит столько, сколько она стоит? В категории часто задаваемых вопросов этот — самый популярный. Однозначно ответить на него невозможно. Но можно обсудить.
Опросы показывают, что российские покупатели мало интересуются мебельными марками. Для большинства из них существуют только два квазибренда: импортная мебель и отечественная. При этом подразумевается, что привозная мебель априори должна стоить дороже — ну, просто потому, что она «не наша».
На самом деле здесь требуются уточнения. Как минимум, сравнивая цены, надо учесть, что импорт импорту рознь. По официальной статистике, в 2004 году в России было продано мебели почти на 3 миллиарда долларов. На долю импорта пришлось 47,7%. Однако примерно треть импорта — это поставки из Белоруссии. На долю дальнего зарубежья приходится около 37% продаж.
Но и «дальний» импорт неоднороден по своему составу. Основные поставки осуществляются из Германии и Италии.
Постепенно усиливаются позиции Малайзии, в этой стране развитие мебельной отрасли признано национальным приоритетом, продукция относительно недорога, но в наших магазинах стоит как бы особняком, так как отличается ярко выраженным местным колоритом.
В последнее время на российском рынке активизировались импортеры из Китая. Начав внедрение с дальневосточных регионов, китайская мебель уже вполне освоилась и в центрально-европейской части РФ. Дешевизна рабочих рук дает китайцам порой весьма существенные ценовые преимущества. Однако диапазон качества — от «очень хорошо» до «очень плохо». Поэтому велика роль российского партнера, осуществляющего закупки в Китае Именно его добросовестностью и профессионализмом определяется качество китайского товара в России.
Отечественная мебельная промышленность сегодня — одна из самых успешных и динамичных отраслей. В то же время общественное мнение по инерции приписывает ей грехи планового хозяйства: техническую отсталость, неповоротливость, низкое качество в погоне за валом. Правда же состоит в том, что история российского мебельпрома после 1998 года началась заново. Практически все фабрики, выпускающие мягкую мебель (диваны, кресла), за редким исключением, моложе Конституции РФ. Среди изготовителей корпусной мебели (шкафы, спальни, кухни и т. п.) ветеранов больше, но и у них от прежних производств остались только «старые стены». Пик перевооружения пришелся на 1999 - 2004 годы. За пять лет крупными мебельными предприятиями в страну было ввезено 306 445 единиц современного импортного оборудования (общим весом более 70 тысяч тонн!) на сумму в полмиллиарда долларов! Эти станки, прессы, поточные линии - определяют современный технический уровень отрасли и, соответственно, качество продукции. Предприятия, оставшиеся в стороне от этого высокотехнологического мейнстрима, не выдержали конкуренции — их больше нет. Таким образом, среднеотраслевой производственный тонус российских мебельщиков сегодня не ниже общеевропейского. А иногда и выше.
Если все так замечательно, откуда берется «ширпотреб», примеры которого в избытке встречаются на мебельных развалах строительных рынков или у коробейников, торгующих по фотографиям возле метро? Дело в том, что помимо официального рынка мебели в России существует еще и полутеневой, представленный так называемыми «гаражными кооперативами». Эко¬номя на всем, уходя от налогов, мелкие теневые производители выпускают предельно дешевые шкафы, диваны и кресла в частных гаражах, подсобках или сельских са¬раях. Точные масштабы этого производства никому не известны, но по косвенным данным (потребление древесно-стружечных плит, поролона и т. д.), в теневом секторе производится больше мебели, чем завозится по импорту и выпускается крупными и средними мебельными фабриками.
Из чего складывается себестоимость отечественной мебели?
Основная статья расходов — сырье и материалы. Крупные фабрики экономят, закупая их по оптовым ценам. Индивидуальный, частный предпри¬ниматель во главе трудового коллектива из пяти человек может существенно сэкономить единствен¬ным способом — выбирая только самые дешевые, случайные, самые низкопробные материалы, фурнитуру, клеи, лаки и краски. Других козырей в ценовой конкуренции у него попросту нет.
Важно отметить, что еще совсем недавно остро стояла проблема: как отличить «теневую» мебель от «добропорядочной». Сегодня эти товары уже существуют параллельно, не пересекаясь. Специализированные мебельные магазины, устав от рекламаций, избегают торговать продукцией «гаражников». Так что теперь проблема решается достаточно просто. Хотите мебель с гарантией — ваш путь в магазин. Нужна дешевая во что бы то ни стало — ищите ее в прямом смысле под открытым небом.